Моё кредо:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро), а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового.

«Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-цзы)- я стараюсь учиться всегда и везде.







методическая копилка

Мои публикации
мои публикации
Мои публикации
 тренажёр по физике для 10 класса
 видео "ДИффузия и её применение"
конструктор уроков по теме "Законы физики"
навчальна програма з фізики 
 Курсовая работа по теме: "Решение открытых задач на уроках физики"
 урок по математике в 6 классе
к уроку: лист2 лист№3,№4,№5,№6,
 башня плотности 
Устный счёт на уроке математики
Ни у кого не вызывает сомнения, что, развитие умения устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач "в уме" - важнейший элемент математической подготовки учащихся. При устранении пробелов знаний у учащихся устный счет помогает закрепить скорректированные знания, умения и навыки.

Однако, как показывает опыт работы многих учителей, применение устных заданий на уроке - не такое уж и простое дело. Особенно трудно в начале. Учащиеся с трудом привыкают к устным упражнениям: проделывать несколько математических действий, несколько математических операций в уме им тяжело. Устный счет на уроке затягивается по времени, учителю кажется, что он не эффективен и он отступает: вообще его не применяет, а если и применяет, то редко, эпизодически. И все же, необходимо выдержать первые временные трудности и тогда применение на уроках устного счета даст ощутимые положительные результаты в обучении учащихся.

Нужно ли тратить время на то, чтобы научить ученика считать устно? Этот вопрос обсуждать нет смысла, потому что тот учитель, который это сделал, избежал многих проблем в обучении своих учеников. А вот если эта работа велась от случая к случаю, нужно ли тратить время на то, чтобы научить считать устно выпускника? Я считаю, что все затраты времени будут не напрасны:
- устный счет позволяет сосредоточить внимание, заставляет ученика слушать объяснения своих товарищей, чтобы понять как выполняются задания (сейчас меня спросят!);
- при грамотном подходе учитель может создать ситуацию успеха для слабого ученика: дать возможность ответить сначала два-три подобных задания более сильных учеников, а потом только его спросить (а любой, даже маленький успех, окрыляет!);
- выполняя задания устного счета выпускники не только отрабатывают вычислительные навыки, но и запоминают алгоритмы выполнения простых заданий до автоматизма. Это позволит им выполнять более сложные задания, не затрачивая времени и умственной энергии на то, чтобы вспомнить простое.

Начинать применение устного счета на уроках математики нужно как можно раньше. Задания должны быть занимательными, простыми и понятными, наглядными.



Устный счет на уроке не должен занимать много времени, при любом способе его проведения нужно, чтобы ученик знал результаты своих ответов, а ошибки сразу корректировались.

Организовать устный счет можно по-разному:
- вопрос, устный или на экране – устный ответ;
- развернутый устный ответ с пояснениями решения;
- тестовые задания на экране –одновременный опрос всего класса с записью ответа каждого ученика в бланке ответов;
- комбинированный устный счет. Первая часть его – любой из вышеперечисленных способов, вторая часть проводится следующим образом: задания устного счета выдаются на экран в автоматическом режиме. Время на каждое задание можно настроить в зависимости от подготовки учащихся. Ответы записываются в специальные бланки. Затем в течение урока учитель проверяет их. Требуется 1-2 минуты для проверки. При подведении итога урока сообщает и анализирует результат.

Задания для устного счета можно предлагать учащимся для самоподготовки к зачетам, контрольным работам, к экзаменам. Систематическое применение устного счета на уроках со временем выработает у учащихся умение быстро считать в уме. Решая простые задания устно, ученик более глубоко понимает приемы решения тех или иных заданий, усваивает алгоритмы их выполнения. Более сложные задания уже не будут вызывать у него затруднений.

Мониторинг 
 

сущности педагогического мониторинга как средства повышения качества обучения.
Педагогический мониторинг как форма сбора, хранения, обработки и распространения информации предполагает получение объективной и достоверной информации о состоянии обученности групп учащихся. Поэтому проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпритацию результатов обработки, Все это требует наличия у педмониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля.
Каждая же из названных выше пяти целеустановок применения педмониторинга может быть реализована в системе контроля основных видов: входной, текущий, тематический, рубежный (промежуточный), итоговый, выходной. Целью такого системного контроля является отслеживание степени обученности учащихся по тем или иным дисциплинам, на основании чего делается вывод о ее соответствии требованиям образовательного стандарта. Способы оценки могут быть различными: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.); письменный контроль (сочинение, диктант и т.д.); графический контроль (по рисункам, схемам и т.д.); тестовый контроль (альтернативная, многовариантная, порядковая, конструктивная, распределительная и другие формы); игровой контроль (кроссворды, олимпиады, нетрадиционные уроки).
Чем отличается мониторинг как диагностирующая и контролирующая система в обучающем процессе от оценки знаний и умений, традиционно существующих во всех системах обучения?
В исследованиях В.М.Полонского исходным является признание проверки и оценки знаний как необходимой части учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех. Автор определяет основные функции проверки и оценки знаний: обучающая, контролирующая и воспитывающая, так как с их помощью выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы учителя.
Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач.
Анализ традиционных методов проверки и оценки знаний показал, что при контроле знаний не устанавливается единых, общепринятых и одинаково понимаемых целей, которых нужно достигнуть в процессе обучения.
Другой фактор, влияющий на обоснованность оценки, - наличие различных объектов контроля. Для одних учителей объект оценки – фактический материал, который усвоили школьники, для других – способность применять знания на практике, для третьих – способность переносить знания на решение новых задач и т.д.
Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний.
Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности).
Таким образом, проверка и оценка знаний школьников зависят от многих объективных и субъективных факторов.
Рассматривая педагогический мониторинг как регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, предполагается, что в качестве оценки может выступать не только субъективно определяемый педагогом балл.
Традиционно педагогическая оценка выполняет две важнейшие функции: соотнесения и мотивации. В своей первой функции педагогическая оценка выступает как индикатор определенных результатов и уровня достижений, которых добился тот или иной школьник в своей учебной деятельности. Мотивационная функция педагогической оценки связана с побудительным воздействием на личность школьника, вызывая существенные сдвиги в самооценке ребенка, уровне его притязаний, в поведении, в способах учебной работы, в системе отношений между всеми участниками образовательного процесса.
В нашем определении педагогического мониторинга существенным является понимание процесса, длительность которого задается целями и задачами обучения.
Чтобы более четко осознать проблему педагогического мониторинга, надо исследовать проблему оценки знаний.
Оценка знаний – систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков, предварительно планируемым. Как следует из определения, первое необходимое условие оценки – планирование образовательных целей. Другое условие – установление фактического уровня знаний и сопоставление его с заданным. Исходя из сказанного, процесс оценки знаний включает в себя следующие компоненты:
  • определение целей обучения;
  • выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей;
  • отметку или иной способ выражения результатов проверки.
В исследованиях многих авторов (М.И.Зарецкого, И.Я.Лернера, И.Т.Огородникова, Е.И.Перовского, М.Н.Скаткина) исходным пунктом для оценки знаний является определение целей обучения, конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнуть ученики в своем умственном, нравственном и физическом развитии, трудовой и политехнической подготовке.
Руководством к выбору целей обучения является раскрытие содержания качеств знания.
Полнота знаний определяется количеством знаний об изучаемом объекте, входящим в школьную программу; глубина – совокупностью осознанных знаний об объекте. Оперативность определяется числом ситуаций или способов, в которых ученик может применить то или иное знание; гибкость – быстротой нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуации.
Знания, усваемые учениками, могут быть обобщенными и конкретными, свернутыми и развернутыми, системными и бессистемными. Но главное – осознанность знаний – наиболее обобщенное качество, отражающее конечный результат усвоения и синтезирующее другие показатели.
Другой подход к описанию целей обучения состоит в указании уровней, ступеней, которых достигает ученик по мере овладения знаниями.
Выделяются шесть иерархических ступеней, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на группы, конкретизирующие и раскрывающие эти ступени.
Узнавание предполагает запоминание и воспроизведение терминов, формул, правил, конкретных фактов, методов, процедур, соответствующих сведений.
Понимание – проявляется в преобразовании изученного материала из одной формы в другую, в интерпритации, в предположении о дальнейшем ходе развития событий, явлений, действий.
Применение – проявляется в получении результатов при решении задач, обосновании выводов на основе использования правил, законов, методов, процедур, принципов, теорий.
Анализ – проявляется в характеристике составляющих частей целого, в определении связей между этими частями, в выявлении принципов организации целого, в выявлении ошибок и упущений в логике рассуждений, в выявлении структуры изложенного материала.
Синтез – проявляется в умении составить из отдельных частей целое, обладающее смыслом и новизной.
Оценка – проявляется в умении оценить конкретный текст, явления, теорию, правило, художественное произведение, продукт деятельности в соответствии с заданными критериями и целями и представить эту оценку в устном или письменном виде.
Перечисленные ступени представляют этапы, которых достигает учащийся по мере овладения знаниями. Они характеризуют степень понимания и меру овладения опытом в данном предмете.
Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала.
Т.о., мониторинг является системой контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. Иными словами, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.