Современная ситуация на рынке труда требует от выпускника школы таких качеств как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Авторитарно-репродуктивная система устарела, нельзя требовать от ученика знать ВСЕ. Нужно стремиться к тому, чтобы школьники в процессе обучения овладевали системой ключевых компетенций. Информация в настоящее время необходима не для запоминания и усвоения, она является той средой, в которой формируется личность ребенка. В современном мире информационной свободы учитель должен перейти от роли оракула к роли проводника в мире знаний. Многому ребенок может научиться сам, то есть ему мы предоставляем роль капитана в океане информации, а для себя выбираем роль опытного лоцмана. Ученик – это не объект воспитательного воздействия, это субъект собственной деятельности. При этом учитель создает условия, обеспечивающие процесс самообразования, саморазвития и самовыражения ученика. Учитель должен обеспечить успешность каждого ученика, сохранить и укрепить здоровье школьников, обеспечить приобретение учащимися социального опыта и осуществлять индивидуальный подход к каждому. Таким образом, процесс взаимодействия ученика и учителя базируется на принципах четырех СО: СОтрудничество, СОпереживание, СОзидание, СОвершенствование. В условиях существующей классно-урочной системы это осуществимо путем использования наряду с традиционным подходом развивающего обучения, а также таких методов и приемов, которые предоставляют личностно-ориентированные, проектно-исследовательские, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии.
Мелитопольская ООШ № 24 Семёнова О.Н.
Принципы педагогической техники
Принцип свободы выбора
Принцип открытости
принцип обратной связи
принцип деятельности
Принцип идеальности( Высокого КПД)
Приёмы
педагогической техники:
Выборочный контроль
Тренировочная контрольная работа
Фактологический диктант
Щадящий опрос
Идеальный опрос
Базовый лист контроля
Светофор
Показательный ответ
Своя опора
опрос по цепочке
тихий опрос
лови ошибку
взаимоопрос
магнитофонный
(видео) опрос
защитный лист
отсроченная реакция
организация работы в группах
игра «Точка зрения»
игра НИЛ (научно-исследовательская лаборатория)
Управление классом:
Советуйтесь
Выход за пределы
Демонстрация профессионального уровня
Сравняйте позицииПо данной статье я составила схему (см. выше) Обратите внимание, что каждому принципу педагогической техники соответствует свой цвет. Далее цветовая гаммав названии каждого педагогического приёма показывает, какие именно принципы технологически поддерживает , воплощает данный приём.
Приёмы педагогической техники
І
Принципы педагогической техники.
-Вот нить. Незатейливая вещь, не так ли?
-А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие?
- А теперь перевяжем нити узлами- вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь ещё. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе.
«Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки»
Джейн Поли
Приёмы педагогической техники - сеть.
А результат - хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Приёмы педагогической техники поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приёмов.
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвёртые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека,- свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.
ФОРМУЛИРОВКА:
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием –право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ
«Я знаю, что я ничего не знаю»,- говорил мудрый грек.
« Я хорошо знаю физику, химию, литературу», звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности, и уж совсем в тумане- границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение- лишь воспитание исполнителей!
ФОРМУЛИРОВКА1:
Не только давать знания- но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов –главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности- жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».
ФОРМУЛИРОВКА2:
Использовать в обучении открытые задачи. (Приложение1)
Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт В…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? Как увеличить прибыль предприятия? Уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми –зачастую проваливается интерес учеников и, соответственно , наши образовательные усилия.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», -говорил академик Александр Львович Минц.
А Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность».
ФОРМУЛИРОВКА:
Освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов - организовывать преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляется в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ФОРМУЛИРОВКА:
Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Лётчик в полёте отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого удачный полёт не представим.
Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой выбор приёмов, позволяющих чётко сориентироваться в обстановке.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (ВЫСОКОГО КПД)
ФОРМУЛИРОВКА:
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников. То они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят её подкрепить. А ещё принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
ІІ
Приемы устного опроса
Базовый лист контроля
ФОРМУЛА:
на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.
на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.
Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради.
В старших классах лист «двухэтажный». Первая его половина — обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на «отлично» и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен.
Показательный ответ
ФОРМУЛА:
один ученик отвечает у доски, остальные слушают.
один ученик отвечает у доски, остальные слушают.
Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски — это скорее антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традиционного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места.
№ | О чем думали и что делали во время ответа товарищей | В проценте от общего числа наблюдаемых учащихся (более 500) |
1 | Следили за ответом товарищей | 14,8 |
2 | Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их | 19,4 |
3 | Думали о предмете | 9,3 |
4 | Думали о разном, но не о предмете | 53,8 |
5 | Занимались посторонними делами | 2,7 |
И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос стоит не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий «разбор полета» с учениками.
Опрос по цепочке
Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.
ФОРМУЛА:
рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить её понимание удобно с помощью развёрнутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.
Или математика:
Тихий опрос
ФОРМУЛА:
беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой.
беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой.
Пример. МАТЕМАТИКА
Пока класс работает в группах, учитель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Для этого он использует «Лист контроля формул». Учитель называет номер одного или нескольких блоков формул на листе. После непродолжительной подготовки учеников показывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята поочередно отвечают: для чего она предназначена? в каких условиях применяется?..
Пока класс работает в группах, учитель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Для этого он использует «Лист контроля формул». Учитель называет номер одного или нескольких блоков формул на листе. После непродолжительной подготовки учеников показывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята поочередно отвечают: для чего она предназначена? в каких условиях применяется?..
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ФОРМУЛ
Кстати, подобные листы контроля формул полезны во всех «формулосодержащих» учебных предметах. Особенно в выпускных классах. Формулы при этом не обязательно разбивать по блокам тематически.
Магнитофонный опрос
ФОРМУЛА:
ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать.
ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать.
Это и есть цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны. Отметка и все прочее — гораздо менее важны, так что автор признается в небольшом «подлоге»: магнитофонный опрос даже вовсе и не опрос...
Пример.
Ответы Сергея К., сообразительного и знающего предмет парня, сумбурны и логически плохо выстроены. Попытки указать ему на это вызывают обиду — «Я все ответил». Аргументация типа: «Тебе экзамен сдавать»- воспринимается как придирка. Как быть? Выяснился простой факт: в состоянии эмоционального возбуждения Сергей не слышит себя. Но вот он прослушал свой ответ с магнитофона. Получил неожиданное впечатление... И это стало отправной точкой в работе над логикой ответа.
Ответы Сергея К., сообразительного и знающего предмет парня, сумбурны и логически плохо выстроены. Попытки указать ему на это вызывают обиду — «Я все ответил». Аргументация типа: «Тебе экзамен сдавать»- воспринимается как придирка. Как быть? Выяснился простой факт: в состоянии эмоционального возбуждения Сергей не слышит себя. Но вот он прослушал свой ответ с магнитофона. Получил неожиданное впечатление... И это стало отправной точкой в работе над логикой ответа.
Взаимоопрос
ФОРМУЛА:
ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: «У меня вызвали затруднение такие-то вопросы: ...»
Защитный лист
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра в «кошки-мышки» порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что-нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, забудет. Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
ФОРМУЛА:
перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
Щадящий опрос
ФОРМУЛА:
учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.
учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.
Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «-». На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
ІІІ
Приемы письменного контроля
Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный.
Фактологический диктант
ФОРМУЛА:
диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов -1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов -1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
Жесткая форма работы. Невозможно списать — на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об окончании работы . Затем 2-3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.
Выборочный контроль
ФОРМУЛА:
проверять работы учеников выборочно.
проверять работы учеников выборочно.
Перед учителем — исписанные неровным почерком листки. Это результат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случайным образом: «перетасовал и вытащил». Учителю это удобно. Коль времени в обрез — учитель проверяет 5-6 работ. Но может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки оговаривается заранее. Есть только один «подводный камешек». Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в «список избранных».
ФОРМУЛА:
учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.
учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.
Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.
ІV
Коллективная учебная деятельность
УМЕЕМ ЛИ?
Во что зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос — пусть включит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Верховного Совета. И что же он увидит? А увидит он: неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику...
Что же мешает взрослым дядям и тетям? (О политических разногласиях мы не говорим.) Да ведь они просто не умеют работать коллективно! Ну, не учили их, не было принято... И учить поздновато. А мы давайте сделаем то, что можем, — научим детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща.
В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» — помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС.
СТАРОЕ СТАНОВИТСЯ НОВЫМ
Многие уже знакомые нам гаммы педагогической партитуры звучат иначе при переходе от соло к ансамблю. Речь идет о работе в группах. Группа может быть от 2 до 12 учеников. Впрочем, верхняя граница весьма условна. Но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.
Организация работы в группах
ФОРМУЛА:
группы получают одно и то же задание или разные задания.
группы получают одно и то же задание или разные задания.
В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или просто сдан на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
Лови ошибку!
ФОРМУЛА:
ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются...
Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются...
Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправильные. Задача группы — найти неправильные, доказать их неверность и заменить правильными.
Пример 1 : 8класс, «Световые явления». Ученикам предлагается в тексте найти ошибку или подтвердить правильность прочитанного.
«Мишка на рыбалке с дедушкой и другом».
Тихим, неторопливым шагом пробирались мы вдоль берега через осоку, внимательно вглядываясь в прозрачную воду. Наконец я заметил красавца – карася. Он застыл прямо возле берега, еле шевеля своими бронзовыми жабрами. Прицелившись, точно в рыбу, метнул острогу. Остриё вонзилось в тело, карась нервно метнулся и затих. (в воде изображение рыбы приподнято, и , точно прицелившись в рыбу в нее не попадешь).
Пример 2 : 8кл. «Тепловые явления».
Учащимся предлагается отрывок из стихотворения. Они должны найти физическую ошибку и объяснить ее.
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла».
( При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).
Пресс-конференция и вопрос к тексту
ФОРМУЛА:
ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.
ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.
Группы могут работать над одним и тем же текстом (или частью лекции), но одни из них над репродуктивными вопросами, другие над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями текста или лекции.
Своя опора
ФОРМУЛА 1:
группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
ФОРМУЛА 2:
несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.
несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.
V
Повторение пройденного на уроке
Самый непродуктивный, утомительный и — увы! — распространенный способ повторения — традиционно-репродуктивный. Когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.
Мы будем говорить о другом повторении — активном и развивающем. Главный принцип такого повторения — переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.
Своя опора
ФОРМУЛА:
ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене).
Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
Мы их сначала называли шпаргалки, сейчас мы ведём организованно блокнот.
Свои примеры
ФОРМУЛА:
ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.
Пересечение тем
ФОРМУЛА:
ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Прием хорош тем, что повторение предыдущего, сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.
VІ
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ
Соуправление
Управление группой людей требует авторитета.
Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика.
Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь — уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.
В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие — авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры — какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая...
А сейчас нас интересуют конкретные приемы поддержания этой составляющей — демократической, дружеской, сотруднической.
Демонстрация профессионального уровня
Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.
ФОРМУЛА:
учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.
учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.
Выход за пределы
ФОРМУЛА 1:
учитель выходит за пределы учебника.
учитель выходит за пределы учебника.
Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала — восторг и признательность ему обеспечены.
Формула 2:
учитель выходит за рамки своего учебного предмета.
учитель выходит за рамки своего учебного предмета.
Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на литературе и языке. Всегда можно найти тему разговора, в рамках которой это не будет выглядеть притянутым «за уши». Связать гуманитарный цикл с естественнонаучным помогут Тит Лукреций Кар, Данте, Ломоносов, Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов...
Формула 3:
учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.
учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.
Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.
Сравняйте позиции
ФОРМУЛА:
учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.
учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.
Учитель всегда «смотрит сверху». Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором... Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, — они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а оч-чень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.
Диалог: | — А как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне вести урок? — Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«ОТКРЫТЫЕ» ЗАДАЧИ
«Жизнь — это океан открытых задач вокруг вас! И, чтобы быть успешным, нужно научиться их видеть и решать!» На столах сидеть не принято
У классного руководителя проблема: никак не удается отучить одну из учениц сидеть на столе в классе во время перемены. Неоднократные разъяснения норм поведения действия не имеют: характер у девочки упрямый, а вредная привычка слишком сильна.
Как учителю добиться цели?
Подсказка
Противоречие исходной ситуации заключается в том, что вредная привычка складывалась годами, а воспитательное воздействие учителя кратковременно. Длительности и интенсивности корректирующего воздействия со стороны педагога явно не хватает для разрушения вредного стереотипа. Учитель получает решение путем мобилизации ресурса: референтная группа строптивой ученицы так же, как и классный руководитель, является носителем общепринятой нормы, но в силу естественных причин не проявляет активности. Нужно создать условия, чтобы «общественное мнение» работало на решение задачи.
Противоречие исходной ситуации заключается в том, что вредная привычка складывалась годами, а воспитательное воздействие учителя кратковременно. Длительности и интенсивности корректирующего воздействия со стороны педагога явно не хватает для разрушения вредного стереотипа. Учитель получает решение путем мобилизации ресурса: референтная группа строптивой ученицы так же, как и классный руководитель, является носителем общепринятой нормы, но в силу естественных причин не проявляет активности. Нужно создать условия, чтобы «общественное мнение» работало на решение задачи.
Решение
На одном из уроков учитель просит учеников письменно ответить на вопрос: «Что нужно сказать человеку, который сидит на столе?» Затем наиболее интересные ответы он зачитывает в классе. После этого на столы уже не садится никто.
Задача предложена О. С. Михайловским.
На одном из уроков учитель просит учеников письменно ответить на вопрос: «Что нужно сказать человеку, который сидит на столе?» Затем наиболее интересные ответы он зачитывает в классе. После этого на столы уже не садится никто.
Задача предложена О. С. Михайловским.
Неуправляемая аудитория
Преподавателю поручили заменить неожиданно заболевшего коллегу. С некоторым опозданием он входит в аудиторию, в которой находится несколько десятков студентов. Длительное ожидание привело аудиторию в состояние возбуждения: слушатели общаются между собой, стоит постоянный гул. Ситуация осложняется тем, что публика совершенно не знакома с вошедшим лектором. Первые фразы преподавателя тонут в общем гуле — начать лекцию никак не удается. Известный прием типа: «Тихо! Чапай говорить будет!» — технически неосуществим.
Как быть преподавателю?
Решение
Использовать приемы дробления и асимметрии. Сознательно нужно поставить две части аудитории в разное положение. Например, обратиться только к первому ряду и заинтересовать его чем-либо. Это привлечет общее внимание «обездоленной» части публики — теперь можно вернуться к главной цели встречи.
Задача и решение предложены В. Н. Шарахиным.
Использовать приемы дробления и асимметрии. Сознательно нужно поставить две части аудитории в разное положение. Например, обратиться только к первому ряду и заинтересовать его чем-либо. Это привлечет общее внимание «обездоленной» части публики — теперь можно вернуться к главной цели встречи.
Задача и решение предложены В. Н. Шарахиным.
ИНДЕЙЦЫ ХОДЯТ БЫСТРЕЕ?
Автор задачи: Голиков Сергей Кузьмич.
Известный писатель и натуралист Эрнест Сетон-Томпсон во время охоты на оленей вместе с индейцами отметил интересную особенность: индейцы равного с ним роста при одинаковом темпе ходьбы могли двигаться быстрее и обгоняли его.
Э. Сетон-Томпсон невольно задумался: как это у них получается?
Э. Сетон-Томпсон невольно задумался: как это у них получается?
Как ему самому повысить скорость ходьбы?
Подсказка
И индейцы, и писатель были примерно одного роста и двигались примерно в одинаковом темпе, то есть переставляли ноги с одинаковой частотой, но скорость перемещения индейцев была выше. Увеличить скорость движения можно лишь за счет изменения длины шага, но как это сделать, если длина ног у индейцев и у писателя одинакова?
И индейцы, и писатель были примерно одного роста и двигались примерно в одинаковом темпе, то есть переставляли ноги с одинаковой частотой, но скорость перемещения индейцев была выше. Увеличить скорость движения можно лишь за счет изменения длины шага, но как это сделать, если длина ног у индейцев и у писателя одинакова?
Ответ:
Эрнест Сетон-Томпсон в своей книге «Моя жизнь» писал: «Отпечатки моих следов на снегу были пятками внутрь, носками немного наружу, а следы индейца Часки, наоборот, пальцами внутрь. Так обычно ходят индейцы. Я подсчитал, что когда я шел по способу Часки, длина каждого шага у меня увеличивалась на дюйм, и я значительно выигрывал в скорости. Более того — при таком способе ходьбы работают все пальцы ноги, и все принимают на себя тяжесть тела».
Сетон-Томпсон. Моя жизнь.
Эрнест Сетон-Томпсон в своей книге «Моя жизнь» писал: «Отпечатки моих следов на снегу были пятками внутрь, носками немного наружу, а следы индейца Часки, наоборот, пальцами внутрь. Так обычно ходят индейцы. Я подсчитал, что когда я шел по способу Часки, длина каждого шага у меня увеличивалась на дюйм, и я значительно выигрывал в скорости. Более того — при таком способе ходьбы работают все пальцы ноги, и все принимают на себя тяжесть тела».
Сетон-Томпсон. Моя жизнь.
КАК ПОКАЗАТЬ ЧЕРЕПАХУ МУЗЫКОЙ?
Автор задачи: Юлия Милова, Петрозаводск.
В одном из своих музыкальных произведений, которое было посвящено животным, Сен-Санс решил изобразить черепаху. Вроде бы для этого необходима медленная музыка. Ведь нельзя же изобразить черепаху при помощи быстрой музыки. Но это обычный подход. А композитору необходимо показать свой оригинальный почерк. То есть Сен-Санс должен был изобразить черепаху при помощи медленной музыки (все-таки это черепаха), и в то же время должен был быть оригинальным.
Что сделал Сен-Санс?
Ответ:
Композитор взял за основу подчеркнуто быстрый и легко узнаваемый танец «Канкан» и замедлил его темп. Тем самым он еще больше подчеркнул медлительность черепахи по сравнению с обычной медленной музыкой (получился как бы «Канкан» в исполнении черепахи. Так бы, наверное, звучал «Канкан» в черепашьем мире, если бы черепахи сочиняли музыку). Слушатели, без сомнения, поняли, что изображается медлительное животное, и в то же время композитор показал оригинальный подход. Он использовал контраст быстрого и медленного темпа и широкую известность «Канкана».
Композитор взял за основу подчеркнуто быстрый и легко узнаваемый танец «Канкан» и замедлил его темп. Тем самым он еще больше подчеркнул медлительность черепахи по сравнению с обычной медленной музыкой (получился как бы «Канкан» в исполнении черепахи. Так бы, наверное, звучал «Канкан» в черепашьем мире, если бы черепахи сочиняли музыку). Слушатели, без сомнения, поняли, что изображается медлительное животное, и в то же время композитор показал оригинальный подход. Он использовал контраст быстрого и медленного темпа и широкую известность «Канкана».
Комментарий автора:
Музыка была медленной (потому что темп был медленным). И музыка не была медленной (потому что «Канкан» знаменит своим быстрым темпом).
Музыка была медленной (потому что темп был медленным). И музыка не была медленной (потому что «Канкан» знаменит своим быстрым темпом).
На мой взгляд, композитор изменил «агрегатное состояние» музыки. Если быструю музыку считать за твердое тело (ноты на нотном стане расположены близко), то медленная музыка — это жидкость (ноты расположены на нотном стане вдали друг от друга). Есть даже выражения: «плавное течение реки» и «плавное течение музыки», то есть медленную музыку сравнивают с жидкостью. Образно говоря, вместо того, чтобы брать воду, композитор взял лед и растопил его.
Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность