Моё кредо:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро), а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового.

«Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-цзы)- я стараюсь учиться всегда и везде.







Притчи, байки, сказки и мои любимые цветы

притчи....
Восточная притча «О гвоздях»
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
– Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.


Христианская притча «Следы на песке»
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
– Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
Господь отвечал:
– Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.
Притча «Хрупкие подарки»
Основная мысль: научись беречь чувства.
Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
– Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
– Пройдёт совсем немного лет, – улыбнулся старец, – и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?

Упражнение «Рисую себя и госпожу
Удачу»

На листе бумаги нарисуйте себя таким, каким вы видите себя со стороны, на своем «мысленном» экране. Рядом нарисуйте очень красивую, в белом длинном платье госпожу Удачу. А теперь снова нарисуйте себя, обязательно с улыбкой на лице, за руку или под руку с госпожой Удачей.
– Как вы думаете, что мы сейчас делали? Привлекали к себе удачу.
Словесный код удачи очень простой – как можно чаще желайте ее всем людям.
Никогда не сомневайтесь в успехе задуманного, гоните прочь от себя неуверенность и страх! Увидите: очень скоро в вашу жизнь придет удача и успех.
Чаще рисуйте ее в своем воображении и на листке бумаги. Вера, воображение и зрительное восприятие имеют огромную силу в достижении задуманного!
Притча «Высшее мастерство»
Однажды к старому Учителю китайских боевых искусств пришёл ученик-европеец и спросил:
– Учитель, я чемпион своей страны по боксу и французской борьбе, чему ещё вы могли бы научить меня?
Старый мастер помолчал некоторое время, улыбнулся и сказал:
– Представь себе, что, гуляя по городу, ты случайно забредаешь на улицу, где поджидают несколько громил, мечтающих ограбить тебя и переломать тебе рёбра. Так вот, я научу тебя не гулять по таким улицам.


Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!

Современная притча «Одуванчики»
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.
Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»
Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Притча «Из чего сделана женщина»
К Богу явился мужчина и заявил о своей скуке. Бог задумался: «Из чего сделать женщину, если весь материал ушёл на мужчину?» Но, не желая отказывать в просьбе мужчине, после крепкого раздумья Бог сотворил женщину, куда затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котёнка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита – и всё это слепил вместе. Затем для предупреждения приторности добавил: холодное мерцание звёзд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, назойливость мухи, алчность акулы, ревность тигрицы, мстительность осы, кровожадность пиявки, дурман опиума – и вдул в неё жизнь. В результате появилась настоящая женщина.
Бог подарил эту женщину мужчине, сказав при этом:
– Бери её такой, какая она получилась, и не пытайся её переделывать.
Восточная притча «Всё проходит»
Ехал купец и увидел работающего раба, он его напоил, поговорил с ним, посочувствовал ему, но раб сказал: «Всё проходит, пройдёт и это».
Через пару лет купец снова был в тех землях, и увидел его уже визирем. Тот его узнал, пригласил к себе, поговорили, как он добился этого, купец восхитился таким переменам. Бывший раб осыпал купца драгоценностями и сказал то же самое.
Ещё через пару лет купец вместе с другими пошёл одаривать падишаха за то, что хорошо поторговали, и в нём он узнал своего старого друга. При встрече тот сказал то же самое.
В следующий раз купец пошёл поклониться на его могилу, а на ней было выбито: «Всё проходит». «Ну, это уже не пройдёт», – горько подумал купец.
Затем уже глубоким стариком купец снова был там и пошёл на кладбище, но не нашёл его. Как оказалось, его смыло рекой не так давно. И тогда купец сказал: «Да, действительно всё проходит».
Восточная притча «Дверь»
Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников.
И вот собралось множество учеников.
Мудрец сказал им:
– У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите – в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.
Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.
Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.
Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.
Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.
Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:
– Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.
Притча «Оскорбление»
Как-то Учитель с Учеником шли просёлочной дорогой. Видят – навстречу им идёт, чертыхаясь человек, весь взбудораженный, чуть не плачет.
– Что случилось, друг мой? – спрашивает Учитель.
– Да меня только что какой-то негодяй оскорбил последними словами и, причём, зазря! Что я ему такого сделал?
– Он не мог тебя оскорбить, – ответил Учитель.
– Как же не мог, если оскорбил! – удивился прохожий. – Ты ведь его даже не знаешь, да и меня видишь впервые. Как ты можешь такое утверждать?
Учитель отошёл на несколько шагов, высматривая что-то на земле, потом нагнулся, поднял что-то и подошёл к человеку, протянув найденное в зажатом кулаке:
– Возьми, это тебе обязательно поможет.
Тот машинально взял предложенное, но, увидев, что это жук, испугался и выбросил насекомое.
– Что это значит? – возмутился прохожий.
– Извини, друг, я не хотел тебя испугать. Но вот у моего Ученика точно есть то, что тебе нужно.
И, обратившись к Ученику, сказал:
– Дай этому достойному господину то, что мы нашли, когда отдыхали в саду.
– Что это? – насторожился прохожий. – Если ещё какая-то гадость, я не возьму!
Ученик развязал котомку и достал яблоко. Прохожий озадаченно посмотрел на красивый и сочный плод и, убедившись, что никакого подвоха нет, поблагодарил, но брать не стал.
– Почему же ты не берёшь? – поинтересовался Учитель. – А жука взял!
– Жука я взял непроизвольно. Я ведь не знал, что ты мне даёшь! А яблоко мне просто не нужно.
– Вот так и в жизни: часто мы принимаем то, что нам не нужно и даже противно просто так, не задумываясь. Нам дают – мы берём. Но между «давать» и «дать» есть существенная разница. Я могу что-то тебе давать, но пока ты это не примешь, моё действие останется не совершённым: я даю – ты не берёшь. Но если я тебе даю, и ты это принимаешь – моё действие становится совершённым: я дал – ты взял. Я не могу тебе дать что-то, пока ты это «что-то» не примешь! Я могу давать, но «дать» – это действие, зависящее от нас обоих – в равной мере. Если кто-то оскорбляет тебя, ты имеешь выбор: принять его оскорбления (чаще всего мы это делаем, не задумываясь) и обидеться, либо просто не принимать их, осознавая, что это тебе не нужно. Вот почему я и сказал, что тот человек не мог тебя оскорбить – он тебя оскорблял, но ты «помог» ему оскорбить себя, приняв обидные слова!
Буддийская притча «Забирайте своё себе»
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
– Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
– Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
– Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
– Вы – свободные люди, и то, что вы сделали, – ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»
Один человек из толпы сказал:
– Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
– Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё что хотите.
Семейство мареновых. Родина Южная Африка, Китай, Индия. Эти вечнозеленые кустарники или небольшие деревца, в природе можно встретить около 250 видов представителей рода гардении. Как комнатное растение распространена Гардения жасминовая Gardenia jasminoides. Это кустарник, вырастающий до 1,5 - 1,8 м в высоту в природных условиях или оранжерее, дома образует кустик в пределах 45 - 50 см высотой. У гардении жасминовой глянцевые зеленые листья широколанцетной формы, до 10 см длиной. Цветки или одиночные или собраны по 4-6 штук в щитковые соцветия. Цветки около 5-7 см в диаметре, махровые или полумахровые белого цвета с приятным ароматом. Цветет преимущественно летом или осенью.
Уход за гардениями заключается в частом опрыскивании - по нескольку раз за день, удалении отцветших цветков, которые, старея, желтеют. Весной с началом роста гардению можно обрезать, для формирования кроны куста. Листья гардении можно обрабатывать полиролем для листьев, но желательно на основе растительных компонентов. Вообще гардения считается трудным и капризным растением, чтобы добиться обильного цветения нужно приложить немало усилий. Например, приобретая или составляя самими почвенную смесь лучше заранее проверить ее кислотность, для этого в пустой горшок насыпают немного почвы и поливают водой, когда вода стечет можно установить рН лакмусовой бумажкой. Если вы хотите поливать гардению дождевой водой, то ее лучше прокипятить. Зимой нужно следить, чтобы по подоконнику не поддувало и земля в горшке не стала слишком холодной.
СОВЕТЫ ПО УХОДУ
Температура: Гардения довольно теплолюбива, зимой ее содержат при температуре около 17-18°C, минимум 16°C, желательно не выше 22°C, при более высокой температуре нужно поддерживать очень высокую влажность воздуха. Избегайте резких колебаний температур.
Освещение: Гардения светолюбива, для хорошего развития и цветения ей нужно полноценное освещения, с защитой от прямых солнечных лучей летом в жаркие часы дня. На прямом летнем солнце листья гардении становятся бледно-желтыми или появляются ожоги в виде бурых пятен. Зимой нужно ставить растение на самое светлое место, а прямые солнечные лучи уже не страшны.
Полив: Весной - летом обильный, почва должна быть слегка влажноватой. Зимой полив более умеренный. Гардения не переносит пересушки земляного кома, но и застоя воды в корнях следует избегать. Водя для полива гардении должна быть тепловатой в любое время года и обязательно мягкой. Лучше использовать отфильтрованную воду или кипяченую дождевую.
Удобрительные поливки в период активного роста с марта по август через две недели, жидким удобрением для цветущих комнатных растений (калийные удобрения). Дозу удобрения берут в два раза меньше, чем рекомендовано в инструкции. Два раза за весенне-летний период (примерно в марте и июне) вносят железосодержащие препараты, которые несколько понижают уровень рН в почве.
Влажность воздуха: Гардения нуждается в постоянном опрыскивании, но только теплой и мягкой водой. Вода во время опрыскивания не должна попадать на бутоны и цветки. Лучше поместить горшок с гарденией на поддоне с водой.
Пересадка: Весной, обычно через два года. Гардения не переносит почву, содержащую известь, она нуждается в кислой почвенной смеси с рН 4,5 - 5,5. Почва - 1 часть дерновой, 1 часть хвойной, 1 часть листовой, 1 часть торфяной земли и 1 часть песка. Хороший дренаж обязателен. Если брать покупную почвенную смесь, то подойдет почва для азалий.
Размножение: Черенками, которые срезают в феврале - марте. Черенки укореняют с применением фитогормонов и при почвенном подогреве до 25-27°C. Черенки периодически опрыскивают. Черенки гардении укореняются довольно долго и трудно. Если укоренять их в воде, то можно поместить их в слабый раствор стимулятора корнеобразования (эпин, корневин, гетероауксин), но раствор эффективен не более 3х дней. Перед укоренением в почве кончик черенка нужно обмакнуть в порошок стимулятора, а затем посадить в смесь торфа, хвойной земли и песка.